Записки

Церковная записка – разовый помянник «О здравии» или «О упокоении», подаваемый для поминовения на проскомидии или ектении.

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших для молитвенного поминовения. Эту книжку христианин приносит в храм для подачи записок на проскомидию и ектении, на молебны и панихиды, ее он читает ежедневно в своих домашних молитвах.

Помянник – это запись на молитвенную память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.

Церковная записка, в сущности, – разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.

Между тем, помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом.

Как оформить записку?

Подавая записку в храм, будем помнить, что нам необходимо и самим молиться о наших ближних.

Лучше всего записки подать до начала службы, например, вечером или рано утром.

Количество имён не ограничено, но лучше, если их будет не более десяти в одной записке. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок—так легче их читать священнослужителям.

Имена следует писать разборчиво (лучше печатными буквами), в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем четко указывается их сан. Затем пишут свое имя, имена родных и близких.

Неправильно в записках именовать священников или монашествующих «отцами» и «старцами».

То же относится и к запискам «об упокоении» — например, патриарха Алексия, митрополита Антония, протоиерея Леонида, Илии и т.д.

Сокращение «арх.» воспринимается в Церкви как «архиепископ», а «архим.» как «архимандрит».

Все имена должны быть в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли).

Если имя человека не содержится в церковных святцах, в записке следует указывать то имя, с которым он был крещен в Православной Церкви. В случае, если человек был крещен не в Православной Церкви, необходимо обратиться за советом к священнику.

В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец, до 14 лет – как отрок.

В записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках – «блаженного», «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».

В записках «Об упокоении» усопший в течение 40 дней после смерти именуется «новопреставленный». Допускается в записках «Об упокоении» перед именем писать «убиенный», «воин».

Не следует в записку об упокоении вносить имена канонизированных, то есть прославленных Церковью, святых.

Все записки, поданные в Церковь, прочитываются служителями храма, при этом часть имен произносится ими вполголоса.

Когда подавать записку?

Записки подаются на следующие Богослужения: Литургию (Обедню), Молебен, Панихиду, а также Сорокоуст, Годовое или Полугодовое поминовение.

На литургию можно подать следующие записки (только о членах Православной Церкви):

На проскомидию — первую часть Литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из просфор (особые хлебцы) вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

На обедню — так в народе называют литургию. Такие записки после поминовения на проскомидии священнослужители прочитывают на литургии перед Святым Престолом.

Молебен — церковное богослужение, заключающее благодарственное или просительное моление, обращенное к Богу, Богородице или Святым. На молебен подаются записки о здравии.

Панихида — заупокойное богослужение, на котором совершается поминовение умерших православных христиан. На панихиду подаются записки об упокоении.

Сорокоуст — молитва, на которой совершается поминовение православных христиан в течение сорока дней. На сорокоуст подают записки как о здравии, так и об упокоении.

Случайное внесение имени живого человека в записку об упокоении никоим образом этому человеку не вредит. Ведь молитвы приемлет Всевидящий Бог.

О поминовении самоубийц и некрещеных людей

Посмертную участь самоубийц Церковь предоставляет Суду Божию. Поэтому за лишивших себя жизни можно молиться только частным образом, а не общецерковно (нельзя совершать отпевание и подавать записки на литургию или панихиду).

Если самоубийство совершил человек, имевший доказанное умственное расстройство, в этом случае необходимо подать прошение на имя архиерея о разрешении поминовения.

Преподобный Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно (вне богослужения) так: «Взыщи, Господи, погибшую душу (имя): аще возможно есть, помилуй. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Точно так же о некрещеных живых молиться нужно лишь частным образом, прося Господа привести их к вере и спасению.

В храме можно возжигать свечи с молитвой о некрещеных людях.